Зимовье зверей — Дороги, которые нас выбирают
Она орала, когда ослепла. Истошно, болезненно и зло орала до тех пор, пока не сорвала связки. Горло решило за нее: хватит.
И два дня отец был ласков и покладист. Сцилле даже в один миг показалось, что отец плакал.
А потом папа привык, многим быстрее ее самой. У него появился еще один повод ругать ее: увечье. Как бы это ни было жестоко и противно, но это было.
Потом на смену гневу пришло неверие, отрицание. Сцилла сочла слепоту временной. Она неутомимо заваривала самой себе какие-то припарки, прикладывала травы к глазам на ночь, всерьез рассчитывая прозреть. Отец не знал, а Раш молчал. Бесполезно было даже пытаться ей помешать, да и не нужно. Это требовалось испить до дна, до пламенных слез, до безысходности, до отчаяния, до пустого вязкого ничего, которое пришло следом, блеклое, бесцветное, как вся эта слепая теперь жизнь. Сцилла стала бояться тишины, и Раш рассказывал девочке сказки на ночь до тех пор, пока она не забывалась сном. Сцилла спала с открытыми окнами даже в холодные дни, чтобы не просыпаться в адской тишине пустой комнаты, чтобы утром хотя бы звуки улицы подтверждали то, что она все еще живая. Чтобы притворно чувствовать себя настоящей, существующей.
Просить милостыню стало легко: стало все равно. Слепая каждое утро собирала свой нехитрый скарб в мешок, брела, осторожно и пугливо, к площади, садилась в облюбованном закутке, выкладывая перед собой свое нехитрое богатство: травки, плетеные поделки, куклы, браслеты, гребни, и жестяную миску для подачек. Сцилла сидела, а вокруг кипела живая жизнь. Сцилла жадно слушала эту жизнь вокруг, ведь сама она не была живой тогда.
Тогда девочка еще не воровала, зато частенько крали у нее, порой самые грошовые вещи, которые Сцилла с легкостью бы отдала даром, стоило только попросить. Не просили — крали. Тогда Сцилла поняла, что воруют не всегда ради наживы, чаще воруют ради воровства.
В этом вязком ничто был один день, который Сцилла запомнила, даже не день — момент. Один подслушанный обрывок разговора. Мимо прошла женщина, она была не одна и сказала собеседнику: "Не бывает креста не по силам...". Тогда Сцилла впервые задумалась о крестах. О том, что предписано. О плате. О цене. Авидии казалось, что хуже не может быть, когда забрали Фауста. А потом ушла мама. Следом вернулся больной отец. И даже тогда, она думала, что хуже уже не может быть. Решила, что не вынесет крест, пошла на сделку. И вот сегодня она слепая просит у идущих мимо милостыню, а Фауст все еще не вернулся. И хуже может быть: будет совсем худо, если отец не дождется, как бы он ни был невыносим, он гордится Фаустом, будет хуже, если брат заболеет или...
О чем-то спросил Раш, легонько стуча девочку мохнатой лапкой по плечу.
— А, да, — рассеянно ответила Сцилла, — Я оставлю все, присмотришь?
Встала и ушла, не забрав ни монет, ни вещей.
И весь вечер проплакала, тычась отцу в колени.
И поняла отца тогда чуть лучше. Наверное.
А он — ее, так казалось.
А потом Сцилла училась жить заново. И ведь заново это не с нуля, заново это по выбоинам, колдобинам и оврагам, выправляя кривую себя, день за днем, минута за минутой, знакомясь с самой собой, собирать мозаику из кусочков-осколочков. Шить ей оказалось легко даже слепой, плести — тоже, мандалы получались еще красивее, когда Сцилла меняла цвета на ощупь, не зная, какую нить вплетает. Такие интуитивные мандалы покупали неплохо. Рисовала Сцилла теперь только для себя, угольком по стенам, потом затирала. Она рисовала теперь ради рисования.
Жизнь перестала казаться Сцилле несправедливой даже в самые голодные дни.
Отец в один из таких дней сказал: собаку прирежь.
Сцилла не прирезала. Девочка продолжала плести погремушки, вплетая в мандалы разноцветные пуговицы, колокольчики, ракушки и даже порой гайки.
Сцилле на площадь часто приносили вещи — о слепой девочке, которую можно в любой день увидеть на рынке знал уже весь Кватч. В руки отдавали редко, обычно оставляли сумку в том месте на площади, которое Сцилла облюбовала для себя. Столько платьев у Сциллы не было даже в самые богатые дни Авидиев. В большинстве своем платья были старые, но порой попадались даже новые и дорогие, из струящихся, невероятно приятных на ощупь тканей. Она, конечно, не одевала такие, понимая насколько странно и нелепо будет выглядеть в богатом новье при драных ботинках. Сцилла носила вещи аккуратно, продать все, что ей нанесли добрые жители Кватча, не представлялось возможным, и в один из дней Сцилла разорвала все платья на ленточки, из которых сплела одеяло. Она плела этот плед четыре месяца, каждый вечер. А поесть на полученные за эту работу деньги удалось только тринадцать дней. Сделка все равно стоила того: Сцилла много гуляла в эти дни, чувствуя себя свободной от всяческих обязательств.
А потом Сцилла продала любимую куклу. У куклы не было имени, кукла звалась просто Куклой. Фарфоровая, высокая статуэтка с холодным, надменным лицом. В детстве Сцилле всегда хотелось ее рассмешить, девочка чудачилась, представляя, как кукла улыбается. И еще у этой куклы было чудесное сине-зеленое платье с золотой вышивкой и черной оборкой рюша по подолу, воротнику и манжетам. Маленькая Сцилла думала, что когда вырастет, обязательно пошьет себе именно такое платье.
А слепая Сцилла продала Куклу. Куклу больше не хотелось смешить. Холодная кукла. Вещь. Ничто. И платье глупое.
И где-то в те дни слепая стала воровать. Сцилла цепляла руку, протягивающую ей милостыню, якобы в жесте благодарности, даже почти не притворном жесте, и, колдуя иллюзию, стягивала кольца. Она научилась читать человеческие руки, подобно лицам, запоминать, различать.
Сначала Фауст говорил так, будто в Лейавине не водилось ворье. Сцилла недоверчиво подняла бровь: преданные Ноктюрнал найдутся всюду, Сцилла была убеждена в этом.
А потом брат сам себя раскрыл: он не желал ей дурной компании. Сцилла улыбнулась — для Фауста она, пожалуй, будет маленькой всегда, даже когда состарится — вышло кривовато: на самом деле, если быть совсем честной, Сцилла вообще не желает для себя компании, никого, кроме брата.
Уже после, протянув до предела паузу, заворачивая пропитанный эссенцией кусок сырого мяса в полотно ткани, который теперь пролежит, не испортившись, вплоть до следующего вечера, Сцилла все-таки озвучила свою точку зрения:
— А ты не думаешь, Фауст, что я вообще могу ничего никому не говорить? Вопросы веры слишком личные, чтобы запросто рассуждать о них вслух. Да и людям больше нравится, когда их слушают. Я буду слушать, хорошо?
Запрятав обернутую тряпицей вырезку в сумку, Сцилла, не дожидаясь позволения брата, стянула кусок жареного мяса из жаркой горки и стала перебрасывать тот в ладонях, чтоб скорее остыл. Очень хотелось облизать пальцы, но мясо слишком жглось для того, чтобы прекратить жонглерство, прерваться хоть на миг.
— Расскажи мне о Лейавине, Фауст. Расскажи, какой это город? Каков он в сравнении с Кватчем? Как злая старуха или добрая мамаша, а, может, город похож на умелого дельца или юного воришку?
Сцилла наконец достаточно остудила мясо в ладонях, и с жадностью откусила, закрыв глаза и млея от удовольствия, не слишком даже ожидая ответа в этот момент. Трапеза, сытная и не слишком, всегда была теперь для Сциллы каким-то священным делом. Как колдовство. Как таинство.
+
Буду флешбечить в постах некоторые моменты био, которые у меня с самого начала были под сомнением при подаче анкеты (не факты событий, а их восприятие Сциллой), но которые рерайтить и выписывать тогда мне было влом. Так что я пока хитренько буду приукрашивать ими посты, а потом унесу в анкеточку, если не поленюсь.
Отредактировано Сцилла (29.12.2016 15:29:39)